Человечество пришло к пониманию,
что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния
новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком,
должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров
системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность.
Природа, не
тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда
большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным
целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности
эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне
значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к
практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что
по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на
природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная
деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется
со своими задачами.
В этих
условиях особое значение имеет определение оптимального соотношения
первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная
организация во взаимодействиях общества с природной средой – новый этап
природопользования. В условиях развитого социализма получают особое значение
все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной среды. Это прежде
всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых площадей,
архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные
парки, заповедники, развитие искусства создания садов и парков, малых
дендродекорационных форм. Особое значение приобретает совершенствование туризма
как формы отдыха широких масс трудящихся.
Вместе с тем
существует и разрыв между повышением общего культурного уровня населения и
культурой отношений к природе. Поэтому возникает необходимость,
во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное
обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки
природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания,
совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.
|