Загрязнение окружающей среды, образующееся при эксплуатации автомобильных дорог, по видам загрязнения можно разделить на загрязнение, обусловленное движением транспортного потока, и загрязнение, вызванное материалами, применяемыми при содержании дорог. Кроме загрязнения атмосферы отработавшими газами автомобилей, которое было рассмотрено выше, загрязнение от движущегося транспортного потока включает в себя загрязнение токсичными продуктами истирания дорожных покрытий и автомобильных шин, твёрдыми частицами выхлопных газов ГСМ, мусором и т. д. Загрязнение, вызванное содержанием дорог, представляет собой загрязнение солями при зимней борьбе с гололёдом, пестицидами при уничтожении растительности на обочинах и откосах, различными средствами при борьбе с пылеобразованием на дорогах с переходными и низшими типами покрытий. Загрязнение при эксплуатации автомобильных дорог по степени воздействии можно разделить на следующие категории: 1) хроническое (постоянное) загрязнение (продуктами сгорания, истирания покрытий и шин, мусором, ГСМ возле пунктов технического обслуживания дорожного движения); 2) периодическое (сезонное) загрязнение, в зависимости от времени года (противогололёдными солями зимой, пестицидами и средствами для борьбы с пылеобразованием летом); 3) случайное загрязнение, образующееся в результате аварий и ДТП.
При движения автомобилей по дороге происходит изнашивание автомобильных шин, тормозных прокладок и истирание асфальтобетонных покрытий. При истирании автомобильных шин происходит в основном загрязнение придорожной полосы кадмием, который добавляется к резине для ускорения процессов вулканизации. Содержание кадмия значительно увеличивается при истирании старых шин с восстановленным протектором. Кадмий – весьма токсичный элемент, способный накапливаться в организме человека и поражать его внутренние органы.
Очень опасной для здоровья человека является канцерогенная асбестовая пыль, образующаяся при изнашивании тормозных прокладок и истирании асфальтобетонных покрытий, содержащих асбест. В связи с этим необходимо ужесточить контроль за использованием в верхних слоях асфальтобетонных покрытий асбестосодержащих материалов вплоть до их запрещения.
В процессе наружной мойки автомобилей частицы различных нефтепродуктов, находящиеся на поверхности деталей, узлов и агрегатов, смываются водой, попадают в почву и водоёмы. При отсутствии специально оборудованных моечных установок беспорядочная мойка автомобилей в придорожных водоёмах наносит большой ущерб окружающей среде.
Значительны потери горюче-смазочных материалов при заправке автомобилей, подтекании сальников; токсичными веществами являются также отработанные электролиты аккумуляторных батарей, содержащих свинцовый шлам, низкозамерзающие жидкости (антифризы), в состав которых входит ядовитый этиленгликоль. Более сложной задачей является защита окружающей среды от случайного загрязнения в результате ДТП, предсказать которые на протяжении автомобильной дороги довольно затруднительно, в то время как загрязнение прилегающей местности ГСМ в результате аварий автомобилей на дорогах весьма значительно. Загрязнённая нефтепродуктами вода становится непригодной для хозяйственного использования. Например, при концентрации 0,1 мг/л вода становится непригодной для питья, при концентрации 0,005 мг/л – непригодной для рыборазведения. Иначе говоря, 1 л нефтепродуктов делает непригодной для использования 1 млн. л воды, а этого количества человеку хватило бы на 5 лет.
Изменение концентрации нефтепродуктов в водоёмах при постоянном загрязнении имеет временной ход, который характеризуется наличием весеннего максимума концентрации. Это связано с поступлением ГСМ в водоёмы, в частности, в результате их накопления в снегу на обочинах дорог и стекания при весеннем таянии. В условиях Сибири, особенно её северной и северо-восточной части, вследствие недостаточного количества постоянных автомобильных дорог, большое распространение имеют зимние автомобильные дороги (автозимники). На значительном протяжении они бывают проложены по льду сибирских рек, поэтому автозимники также являются вероятным источником поступления нефтепродуктов в водоёмы в результате таяния снега и льда.
Вывод: На всей протяжённости будущей трассы, при устройстве ливневой канализацией, необходимо предусмотреть очистку поверхностных стоков.
|