Оценка уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчётами. В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объём занимают токсичные газы: окись углерода – СО, углеводороды – СnHm, окислы азота – NOx, соединения свинца.
Тип авто |
Содержание,% |
Интенсивн., авт/сут |
Топливо |
Среднее л/км |
Легковые |
55 |
522 |
АИ-92 |
0,11 |
Грузовые |
20 |
190 |
А-80 |
0,16 |
Самосвалы карбюр. |
5 |
48 |
А-80 |
0,33 |
Самосвалы дизель. |
13 |
124 |
ДТ |
0,34 |
Автобусы |
7 |
66 |
А-80 |
0,37 |
Итого |
100 |
950 |
|
| | | | | | |
Мощность эмиссии CO, СnHm, NOx в отработавших газах отдельно для каждого газообразного вещества определяется по формуле:
q = 2,06 · 10-4 · m ·[(ΣGik · Nik · Kk)+(ΣGiд · Niд · Kд)], (5.1)
где q – мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м · с;
m – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», Минавтодор РСФСР; m = 0,17
Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчётов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учётом условий движения;
Giд – то же для дизельных автомобилей, л/км;
Nik – расчётная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт/ч;
Niд – то же для дизельных автомобилей, авт/ч;
Kk и Kд – коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно.
Проведём расчёт по содержанию окиси углерода:
q=2,06·104·0,17·[(0,11·522·0,6+0,16·190·0,6+0.33·48·0,6+0,37·66·0,6)+
+(0,34·124·0,14)]=289791,9 г/м · с;
Проведём расчёт по содержанию углеводородов:
q=2,06·104·0,17·[(0,11·522·0,12+0,16·190·0,12+0.33·48·0,12+0,37·66·
·0,12)+(0,34·124·0,015)]=56039,0 г/м · с;
Проведём расчёт по содержанию окиси азота:
q=2,06·104·0,17·[(0,11·522·0,06+0,16·190·0,06+0.33·48·0,06+0,37·66·
·0,06)+(0,34·124·0,015)]=29126,8 г/м · с.
Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяется по формуле:
q = 2,06 · 10-7 · К0 · mp · Kr · [(Σ Gik · Nik · Pik)], (5.2)
где К0 = 0,8 – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;
mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии сВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», Минавтодора РСФСР;
Kr = 0,2 – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде аэрозолей в общем объёме выбросов;
Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчётов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учётом условий движения;
|