Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Расчёт загрязненной почвы придорожной полосы свинцом

Рс = Рп / (h · ρ), (7.1)

где h – толщина почвенного слоя, метров, в котором распределяются выбросы свинца. Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки 0,2 – 0,3 м, на остальных видах угодий – 0,1 м;

ρ – плотность почвы, кг/м3;

Рп – величина отложения свинца на поверхности земли, мг/м2 определяется по формуле:

Рп = 0,4 · К1 · Uv · Tp · Pэ · F, (7.2)

где К1 – коэффициент, учитывающий расстояние от края проезжей части;

Uv – коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей её площади;

Tp – расчётный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует двадцатилетнему перспективному сроку;

F – фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2;

Pэ – мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения средней за расчётный период, мг/м · сут; определяется по формуле:

Pэ = Kп · K0 · mp · KT · ΣGi · Pi · Ni, (7,3)

где Kп = 0,74 – коэффициент пересчёта единиц измерения;

K0 = 0,8 – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;

mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, определяется в зависимости от средней скорости транспортного потока;

KT = 0,8 – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твёрдых частиц в общем объёме выбросов;

Gi – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа автомобилей л/км;

Pi – содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг;

Ni – среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного типа, средняя за срок службы дороги, авт/сут;

Проведём расчёт:

Pэ = 0,74 · 0,8 · 1,0 · 0,8 · (0,11 · 0,17 · 522 + 0,16 · 0,17 ·190 + 0,33 · ·0,17 · 48 + 0,34 · 0,17 · 124 + 0,37 · 0,17 · 66) = 13,7 мг/сут.

Подставим Pэ в формулу 7.2.

На расстоянии 10 метров:

Рп = 0,4 · 0,50 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 14001 мг/м3;

Рс = 14001 / (0,1 · 1600) = 87,5 мг/кг;

На расстоянии 20 метров:

Рп = 0,4 · 0,10 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 2800,3 мг/м3;

Рс = 2800,3 / (0,1 · 1600) = 17,5 мг/кг;

На расстоянии 30 метров:

Рп = 0,4 · 0,06 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 1680,2 мг/м3;

Рс = 1680,2 / (0,1 · 1600) = 10,5 мг/кг;

На расстоянии 40 метров:

Рп = 0,4 · 0,04 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 1120,1 мг/м3;

Рс = 1120,1 / (0,1 · 1600) = 7,0 мг/кг;

На расстоянии 50 метров:

Рп = 0,4 · 0,03 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 840,1 мг/м3;

Рс = 840,1 / (0,1 · 1600) = 5,2 мг/кг;

На расстоянии 60 метров:

Рп = 0,4 · 0,02 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 560,0 мг/м3;

Рс = 560,0 / (0,1 · 1600) = 3,5 мг/кг;

На расстоянии 80 метров:

Рп = 0,4 · 0,01 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 280,0 мг/м3;

Рс = 280,0 / (0,1 · 1600) = 1,8 мг/кг;

На расстоянии 100 метров:

Рп = 0,4 · 0,005 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 140,0 мг/м3;

Рс = 140,0 / (0,1 · 1600) = 0,9 мг/кг;

На расстоянии 150 метров:

Рп = 0,4 · 0,001 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 28,0 мг/м3;

Рс = 28,0 / (0,1 · 1600) = 0,2 мг/кг;

На расстоянии 200 метров:

Рп = 0,4 · 0,0002 · 0,7 · 7300 · 13,7 = 5,6 мг/м3;

Рс = 5,6 / (0,1 · 1600) = 0,03 мг/кг;

По данным расчётам строим график.

Расстояние от кромки проезжей части, м

Вывод: Из графика следует, что в случае отсутствия фонового загрязнения свинцом почв в придорожной полосе через 20 лет после строительства дороги ПДК будет превышен на расстоянии 15 м от кромки проезжей части дороги. Необходимо запретить использование полосы шириной по15 метров от внешних кромок проезжей части под посевы. С целью сокращения этой полосы предусмотрена посадка защитных зелёны насаждений.

Перейти на страницу: 1 2 3