Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Сложности на пути развития электроэнергетики Крайнего Севера

Очевидно, что зависимость района от периодических поставок не может позволить регионам развиваться в полную силу. В рамках этого проекта далее рассматривается несколько способов получения энергии непосредственно в нуждающихся областях (или как минимум в наиболее приближенных к ним подходящих местах), что позволит открыть новые перспективы развития объектов расположенных на Крайнем Севере.

В настоящий момент вопрос товаро- и энергоснабжения решается с помощью подвоза по Северному Морскому Пути топлива и продовольствия. Для этих целей используется надводный атомный ледокольный флот, требующий, однако, на данный момент определенной модернизации. С учетом предполагаемого ввода в 2005 году атомного ледокола «50 лет Победы» он будет состоять из пяти судов, три из которых уже к 2006 году исчерпают назначенный ресурс. В дополнение к этим перевозкам рассматриваются подводные перевозки грузов, которые, тем не менее, в настоящий момент находятся лишь на начальных стадиях разработки.

Известно, что в сложных климатических условиях с круглогодично холодным климатом живет более 10 млн. человек. И можно приблизительно оценить потребную мощность энергообеспечения. По мнению академика Моисеева для создания на Севере среднеевропейского уровня жизни и технологии требуется 18 т. условного топлива в год на человека; а среднероссийского – около 6. Понятно, что столько топлива на Север завезти невозможно. Потому еще в марте 1995 года ряд министерств, государственных организаций совместно с научным советом «нетрадиционная энергетика» попытались разработать предложения в Федеральную программу развития энергообеспечения северных территорий на пять лет за счет возобновляемых и местных видов топлива. По результатам расчетов, выполненных при подготовке этой программы, определенно, что завоз топлива приводит к повышению стоимости вырабатываемой электроэнергии в среднем до 15-30 центов за кВт-ч.

Год  

Суммарный ввод мощностей, МВт

Источник

Мощность,

МВт

1996 – 1998

1999 - 2000

603

246

Малые ветроэлектростанции

Малые ГЭС

Солнечные коллекторы

Малые ТЭЦ на древесных отходах

Малые ТЭЦ на торфе

ГеоТЭС

Фотоэлектрические установки

Биоэнергетические установки  

100

134

169

60

130

2

1

3,2

По этой статистике наибольшую мощность дают солнечные коллекторы, которые тем не менее не подходят для постоянного использования, как основного источника. В условиях, когда половину году составляет полярная ночь, они будут требовать затрат на обслуживание, не давая при этом никакого вклада в энергетику. Потому мы не будем подробно останавливаться на фотоэлектрических и солнечных станциях. Которые не смотря на прочие достоинства не всегда актуальны в рассматриваемых условиях, а потому не смогут обеспечить районы бесперебойным электроснабжением.

Наиболее серьезно из станций использующих «нетрадиционные» источники в конструкторских бюро рассматриваются приливные станции (высота приливов в некоторых местах побережья Северного Ледовитого океана достигает нескольких метров) и геотермальные для западных районов (преимущественно Камчатки).

Но согласно всем этим, довольно оптимистичным подсчетам, с учетом солнечных коллекторов и фотоэлектрических станций, возобновляемые источники энергии могут составить в энергообеспечении Севера лишь небольшую долю.

(слайд 4)

Выше было показано, что подвоз к удаленным ТЭС топлива весьма дорог и сложен. Может возникнуть вопрос, возможна ли организация местных тепловых станций на местном же топливе: известно что северный шельф богат горючими углеводородами. На самом деле да, возможна. Такие проекты существуют, однако далеки от завершения. В настоящий момент сложно говорить о преимуществах таких проектов, или недостатках. В рамках этого обзора стоит сказать о главных проблемах, стоящих перед разработчиками. В первую очередь это обеспечение постоянного подводного автоматического обслуживания станции вне зависимости от сезонной смены толщины льда. Не второстепенным по важности и сложности является процесс перекачивания сырья и обеспечение надежности этой системы. В истории человечества уже было достаточно примеров не позволяющих недооценить опасность утечек нефти.

Перейти на страницу: 1 2