Помимо поступлений от продажи ядерной электроэнергии существуют, как минимум, еще два источника финансирования, за счет которых атомная энергетика покрывает текущие расходы при производстве электроэнергии и которые не учитываются при формировании тарифа:
•безвозмездные дотации из федерального бюджета;
•безвозмездная зарубежная помощь в области ядерной и радиационной безопасности АЭС.
Государственное субсидирование идет на финансирование расходов, связанных с ядерной и радиационной безопасностью и обращением с РАО и ОЯТ, а также на компенсации жителям, проживающим вблизи АЭС. Например, на 2002 г. в федеральном бюджете были заложены следующие средства на общую сумму около
2,6 млрд руб. (в тыс. рублей) [5]:
Подпрограмма «Безопасность атомной
промышленности России» 2000
Подпрограмма «Безопасность атомных
электростанций и исследовательских ядерных установок» 2400
Подпрограмма «Атомные электростанции и ядерные
энергетические установки нового поколения с повышенной
безопасностью» 4600
Подпрограмма «Безопасность и развитие атомной энергетики» 389 600
Расходы на мероприятия по повышению ядерной,
радиационной и экологической безопасности и
поддержке фундаментальной науки 2 300 680
Ситуация с федеральным бюджетом на 2004 г. не отличается от ситуации двухлетней давности. Общая сумма субсидий осталась приблизительно на том же уровне — 2,5 млрд руб. [6]. Кроме того, на 2004 г. в федеральный бюджет были дополнительно заложены расходы на компенсационные выплаты населению, проживающему вблизи АЭС, в размере 3,3 млрд руб. [6]. Раньше эти расходы оплачивали сами АЭС, теперь — налогоплательщики.
|