В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя, эвакуируя военный госпиталь и жителей города, по разным оценкам количество пассажиров было от 4,5 до 7 тыс. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта в Чёрном море, и пройдя на несколько десятков километров, дошло до Южного берега Крыма. Здесь оно было атаковано немецким самолётом-торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28, несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна. В то же время, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками, кроме раненых и беженцев, на ее борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД, кроме того, корабль шел в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения» в соответствии с международным правом являлась законной военной целью.
В 11 ч 25 м в точке с координатами 44°15′ с. ш. 34°17′ в. д. (координаты приблизительные; по некоторым данным, они сознательно искажены) в носовую часть транспорта попала одна их двух выпущенных самолетом торпед.Через 4 минуты судно затонуло.
На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Также на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Официально в советское время считалось что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасли удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых страшных в мировой истории.
Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8.00. Решение капитана оправданно, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; этом случае "Армения" была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.
В Ялте на теплоход сотрудниками НКВД было погружено несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в них находились золото и ценности из Крымских музеев. В 2000-х годах Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы на месте гибели судна, которые не привели к успеху. В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США по руководством Роберта Балларда. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена.
|