…Капитан Ткаченко продолжал работать с САРПом. Третий помощник капитана П. Зубюк, наблюдая огни парохода визуально, неоднократно намекал капитану, что машина переведена в манёвренный режим, а пеленг на «Адмирал Нахимов» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. Ткаченко, передоверившись показаниям САРП, который на мониторе показывал благополучное расхождение, на замечания своего помощника не обращал внимания. Лишь под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова» он поднял глаза и увидел, что его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход. Через некоторое время Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — сначала «средний вперёд», «малый вперёд», «стоп» и сразу «полный назад». Несмотря на то, что гребной винт уже работал на задний ход, сухогруз сохранял прежние параметры движения, следуя на сближение с пароходом «Адмирал Нахимов».
На мостике «Нахимова» в это же время А. Чудновский, наблюдая за приближением балкера, приказал изменить курс судна сначала на 5° влево, потом ещё на 5°, потом ещё на 10°, таким образом пытаясь уклониться от надвигающегося на него «Петра Васева».
Чудновский отдал команду «Лево на борт!», схватил трубку УКВ и прокричал «Петру Васёву»: «Работать немедленно назад!». Рулевой только успел переложить руль лево на борт, как в 23.12 произошло столкновение. Рис. 4 Схема столкновения
Услышав три гудка и предположив, что подавать их может только «Пётр Васев», капитан Марков посмотрел в иллюминатор, но судна справа не увидел. Однако, предчувствуя неладное, решил подняться на мостик и выяснить обстановку. Удар сухогруза застал его по пути наверх. Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду «Лево на борт!», с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой у штурвала доложил, что судно руля не слушается. В этот момент пароход обесточился. Капитан В.Марков, не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги и сигнал «SOS» по радио, приказал голосом объявлять по судну «Шлюпочную тревогу».
«Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, врезался под прямым углом прямо в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая по официальной версии после расцепления судов составила около 80 м2.
Пароход стал валиться на правый борт. Основное освещение через некоторое время погасло и людей охватила паника. Однако второму механику В. Белану, свободному от вахты, удалось запустить аварийный дизель-генератор в кормовой части палубы А — заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. Эти несколько минут многим пассажирам спасли жизнь. Кто-то смог открыть дверь своей каюты и спасти своих детей, кому-то повезло найти выход из запутанного лабиринта переходов и коридоров судна, другим в это время удалось надеть спасательные жилеты и устремиться к своему спасению — наверх!
"Нахимов" тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и все, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Из открытых иллюминаторов тянулись руки несчастных людей, которые не смогли выбраться из своих кают вовремя. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана В. Г. Лободы, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые потом станут единственными средствами спасения для утопающих.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|