Проанализировав все вышеизложенное можно выделить следующее:
- Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата был подписан в 1997 году в бывшей столице Японии – Киото. Он обязывает промышленно развитые страны к 2012 году сократить свои выбросы в среднем на 5,2% по отношению к уровню 1990 года.
- Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата. То, что выбросы парниковых газов атмосферу на прямую связаны с глобальным потеплением, пока не доказано, но тому есть масса косвенных подтверждений. Эту связь признает большиноство промышленно развитых стран.
- Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс CO2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран Приложения 1 РКИК в 1990 г.
В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Наша страна подписала протокол 11 марта 1999 г, но ратифицирован он был после многих лет дебатов только в 2004 году (22 октября его ратифицировала Государственная Дума, а 4 ноября его подписал Президент). Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 г. США – крупнейшей из стран-участниц соглашения.
Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов. Рыночные механизмы регулирования выбросов парниковых газов, предусмотренные в Протоколе, вполне могут быть использованы в качестве модели для аналогичных механизмов в иных природоохранных соглашениях.
Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления».
Киотский протокол пожалуй, самый нашумевший и неоднозначный международно-правовой акт в области экологии за последние годы, споры о целесообразности которого продолжаются с момента его подписания и по сей день.
Киотский протокол является противоречивым документом и будем надеяться что он сможет стать одним из первых реальных согласованных шагов Мирового сообщества по переходу к устойчивому развитию. Приложение Таблица 1. Выбросы и обязательства по их сокращению в Киотском протоколе (считая от базового года)
Страны | Обязательство (%
от базового года) | Выбросы в 1995 г. (%
от базового года) |
Австралия | +8 | +4,8 |
Европейский Союз | -8 | -3,4 |
Исландия | +10 | +4,3 |
Канада | -6 | +9,3 |
Лихтенштейн | -8 | нет данных |
Монако | -8 | +25,2 |
Новая Зеландия | +1 | +0,5 |
Норвегия | 0 | +1,7 |
США | -7 | +3,8 |
Швейцария | -8 | -1,8 |
Япония | -6 | +10,7 |
Болгария (1988) | -8 | -35,7 |
Xopвaтия | -5 | нет данных |
Чехия | -8 | -21,5 |
Эстония | -8 | -14,4 |
Венгрия (1985-87) | -6 | -24,0 |
Латвия | -8 | -46,2 |
Литва | -8 | нет данных |
Польша (1988) | -6 | -22,2 |
Румыния (1898) | -8 | -38,1 |
Россия | 0 | -29,3 |
Словакия | -8 | -25,2 |
Словения | -8 | нет данных |
Украина | 0 | нет данных |
|