Экологическое и природно-ресурсное законодательство
в большинстве стран исходит из учета международно признанных экологических принципов, включая принципы «загрязнитель платит», устойчивого развития, предосторожности, ВАТ (Best Available Technology — наилучшая из доступных технологий). Координация мер экологического регулирования на глобальном уровне также способствует соблюдению принципа приоритетности международных экологических соглашений над национальным законодательством. Правовое поле охраны окружающей среды и рационального природопользования наряду со специальным законодательством также формируют экологические нормы общего законодательства, состав которых в России постоянно расширяется и модернизируется, включая гражданское, административное и уголовное (нормы экологической ответственности хозяйствующих субъектов отражены в трех соответствующих кодексах РФ — Гражданском, Административном и Уголовном).
Экологический мониторинг
представляет собой определенную систему наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащую информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений.
Система стандартов и нормативов, применяемых для охраны окружающей среды и рационального природопользования, представляет собой комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам, посредством которых гарантируются экологическая безопасность населения и производства, обеспечивается сохранение генетического фонда, а также рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики. Состав экологических стандартов, применяемых в различных вариациях в разных странах, показан на Схеме 5. В России их подробный перечень включен в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Система экологических стандартов подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования. Экологические |
|
Стандарты качества окружающей среды |
| Экологические нормативы |
|
Предельно допустимые концентрации |
|
|
|
|
вредных веществ |
|
|
|
|
(среднесуточные, максимально разовые) |
|
Стандарты воздействия на окружающую среду |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимые выбросы вредных |
|
|
|
|
веществ в атмосферный воздух |
|
Технологические стандарты |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимые сбросы вредных |
|
|
|
|
веществ в водоемы |
|
Стандарты качества продукций |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимый уровень радиации |
|
|
|
|
|
|
Прямые запреты или ограничения |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимый уровень шума, |
|
|
|
|
вибрации магнитных полей |
|
Экологические сертификаты |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимые нормы применения |
|
|
|
|
агрохимикатов в сельском хозяйстве |
|
Разрешения и лицензий |
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимые нормы содержания |
|
|
|
|
|
химических веществ в продуктах питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельно допустимые техногенные |
|
|
|
|
|
нагрузки на среду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Схема 5 Система экологических стандартов |
| Схема 6 Стандарты качества и воздействия |
| | на окружающую среду | | | | | | | | | | | |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|