В
результате применения вышеуказанных критериев к двум основным инструментам экологической политики можно сделать следующие выводы. Сильные стороны административно-контрольных инструментов определяются тем, что:
1. будучи установлены и доведены до предприятий-природополь-зователей и являясь известными потребителям, они служат весьма простым и действующим напрямую средством достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды;
2. они удобны для контроля со стороны органов экологического управления.
Слабые стороны определяются:
a) их недостаточной действенностью с точки зрения стимулирования инноваций и достижения более высоких, чем ими предписано, природоохранных рубежей;
b) тем, что они затрудняют для предприятий возможность гибко реагировать на различные ситуации и творчески относится к своим экологическим обязательствам.
Экономические инструменты имеют следующие преимущества:
I. высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;
II. способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, тем самым и к научно-техническим инновациям;
III. усиливает гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;
IV. способствует через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных природных ресурсов для будущих поколений;
V. обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.
К числу их недостатков относятся:
· сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;
· высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующим постоянной корректировки уровня платежей;
· риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие высоких совокупных экологических издержек.
Очевидные проблемы применения как административных, так и экономических инструментов предопределили с учетом новых экологических вызовов продолжение поиска адекватных механизмов управления. Теоретические исследования и анализ практического опыта позволяют расширить представления об оценке и отборе инструментов экологической политики. На теоретико-концептуальном уровне, наряду с широко распространенным подходом к оценке инструментов экологической политики с позиции того, насколько последовательно ими обеспечивается интернализация экологических экстерналий в современных условиях специалистами, все чаще используется еще один критерий. А именно то, насколько эффективно осуществляется с помощью тех или иных инструментов экологической политики управление и минимизация экологических рисков. На теоретико-прикладном уровне при оценке и отборе инструментов экополитики также учитываются следующие дополнительные факторы и обстоятельства:
1) общая политическая ситуация, как и та политическая среда, которая сложилась в каждой из стран;
2) административное устройство и система органов власти соответствующей страны;
3) административная культура и реакция общества на государственные интервенции;
4) степень приоритетности экологических проблем в обществе и общественная поддержка экологической политики;
5) базисная концепция экологической политики (ориентированность на ресурсы и качество);
6) принцип распределения ответственности.
Итогом всех этих процессов стало формирование инструментов морально-этического воздействия и убеждения. Посредством этих инструментов интернализация экологической обеспокоенности и ответственности в индивидуальный процесс принятия управленческих решений осуществляется посредством применения форм давления и убеждения либо прямо непосредственно, либо косвенно. Часто инструменты этой группы используются с административными и рыночными инструментами. К инструментам экологической политики морально-этического воздействия и убеждения относят: образование и воспитание; доступность информации; обучение; общественное давление; переговорные процессы; добровольные соглашения.
|