Объем не учитываемых расходов атомной энергетики.
Суммирование текущих внетарифных доходов в системе финансирования атомной энергетики дает 18-21 млрд руб. ежегодно на ближайшие
5 лет и включает:
•государственные субсидии;
•международную помощь (частично, с учетом только гражданской части Минатома);
•оплату за хранение ОЯТ на Красноярском ГХК (частично);
•стоимость демонтажа выводимых блоков;
•переработку ОЯТ на ПО «Маяк» (частично);
•отказ от строительства социальных объектов вокруг АЭС;
•социальные компенсации;
•строительство плавучей АЭС за счет федерального бюджета;
•повышение уровня физической защиты (частично, с учетом только гражданской части Минатома);
•потери бюджета в связи с освобождением от налогов на имущество хранилищ РАО и ОЯТ;
•строительство жилья работникам атомной энергетики;
•строительство централизованного хранилища ОЯТ;
•страхование.
Для сравнения: в сумме это — 36-40% от всех поступлений от продажи ядерной электроэнергии в 2002 г., не учитываемых при формировании тарифа.
Атомщики часто ссылаются на тарифные ограничения как причину недофинансирования. Так, в обращении Союза территорий и предприятий атомной энергетики к президенту РФ, опубликованном в «Вестнике ЛАЭС» № 8 (761) от 27 февраля
2004 г., говорится, что в 2001-2004 гг. такие ограничения составили 28 млрд руб. или в среднем 7 млрд руб. ежегодно. Приведенные выше данные о скрытых субсидиях в три раза перекрывают официальные потери атомной энергетики в результате тарифных ограничений. Тем не менее даже при таких субсидиях атомная энергетика не может существовать самостоятельно. В том же обращении говорится, что реализация планов по строительству новых реакторов возможна только при разработке и реализации «государственной целевой программы или правительственного плана мероприятий по развитию атомной энергетики и ядерного топливного цикла с соответствующими механизмами полного финансового обеспечения, в том числе с мерами государственной поддержки».
Начиная с 2004 г. и на перспективу до 2010 г. сумма внетарифных доходов должна составить минимум 140 млрд руб. (4,6 млрд долл.), что приблизительно равно стоимости всех новых реакторов, которые Минатом собирается ввести в строй к этому сроку. Иными словами, практически вся программа Минатома по строительству новых реакторов финансируется за счет скрытых субсидий и недовыплат.
Реальный размер внетарифных доходов будет гораздо больше с учетом следующих позиций:
•рост стоимости свежего топлива;
•рост расходов на социальное строительство вокруг вновь возводимых реакторов;
•модернизация ПО «Маяк»;
•строительство нового завода по переработке ОЯТ;
•оперативные расходы по эксплуатации хранилищ и могильников (которые должны будут эксплуатироваться в течение нескольких сотен лет);
•другие расходы.
Кроме того, предлагаемая стоимость многих мероприятий явно занижена по сравнению с зарубежными аналогами. Например, стоимость могильника РАО в США составляет 59 млрд долл. Российский аналог для захоронения ОЯТ в Нижнеканском гранитоидном массиве оценен всего в 0,1 млрд долл. [25]. Другой пример: заявляемая удельная стоимость киловатта установленной мощности для новых АЭС — 877 долл. [17], и это при том, что капитальные затраты, как правило, составляют не менее 1000 долл. за 1 кВт установленной мощности. Правда, существуют планы снижения удельной стоимости за счет увеличения мощности одного реактора до 1,5 ГВт (эл.). Но даже в этом случае подобные проекты потребуют значительных инвестиций на НИОКР, экспериментальные исследования нового типа реактора и пр.
|