Либерализация рынка электроэнергии означает установление равноправных отношений, исключающих скрытые дотации. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 г., атомная энергетика, в отличие от тепловых и гидрогенерирующих компаний, будет финансироваться в том числе и за счет государственного бюджета [28], что не соответствует заявленным рыночным принципам и нелогично с учетом декларируемой дешевизны атомной электроэнергии.
Государственная поддержка атомной энергетики должна осуществляться только из средств от продажи электроэнергии АЭС без скрытых дотаций извне (схема 2). Для этого гражданская и оборонная части бюджета Минатома должны быть разделены. Вся выручка концерна «Росэнергоатом» (доходная часть за исключением оперативных/эксплуатационных расходов, т. е. то, что сейчас называется «резервами развития») должна поступать в специальный фонд по развитию ядерной энергетики и обеспечению безопасности гражданских ядерных объектов в рамках федерального бюджета. (Сейчас вся потенциальная выручка выводится из-под контроля в виде резервов развития. В результате, Минатом направляет практически все эти средства на строительство новых реакторов, а недостаток финансирования существующих ядерных объектов компенсирует за счет скрытых субсидий из федерального бюджета и других источников).
Для упразднения института «резервов развития» необходимо отменить пункт 33 ст. 264 Налогового кодекса РФ и постановление правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Об утверждении правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития».
Все расходы, связанные с финансированием мероприятий
в области ядерной и радиационной безопасности, физической защиты, строительством и выводом из эксплуатации ядерных реакторов и хранилищ радиоактивных материалов и отходов,
а также любые программы, так или иначе связанные с функционированием атомной энергетики, включая социальные программы в регионах размещения АЭС, — все это должно финансироваться исключительно из средств фонда по развитию ядерной энергетики и обеспечению безопасности гражданских ядерных объектов в рамках федерального бюджета.
При этом приоритет должен быть отдан обеспечению должного уровня безопасности на уже действующих объектах,
а также выполнению социальных программ в районах строительства и эксплуатации АЭС. Такой специальный фонд,
в котором собирались бы все свободные средства «Росэнергоатома», может быть создан по аналогии с существующим фондом Минатома.
|