Экологическая политка
- совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач (ISO 14001. Definitions. 3.9. Environmental policy).
Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.
Заинтересованная сторона
- личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами (ISO 14001. Definitions. 3.11. Interested party).
В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в различных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответствии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологического менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное – через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели.
Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.
В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это общественность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населении естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.
|