Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. Все показатели делятся на внутренние и внешние, которые могут быть соответственно количественными и качественными (см. рис. 4). Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективно использовать в качестве количественных показателей достижения поставленных целей и решения задач относительные и удельные величины.
Рисунок 4. Типы количественных показателей.
Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической отчетности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графических материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показателей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована (и прослежена - не будем забывать про заинтересованные стороны) гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания загрязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК – процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически недостижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепродуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДКвр - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска новых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохранной деятельностью.
|