Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким образом:
* Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;
* Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
* Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного человечества” — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было” [19].
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.
Использованная литература.
Аллен Р.Д. |
“Наука о жизни”, М. – 1981г. |
Вернадский В.И. |
“Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г. |
Вернадский В.И. |
“Биосфера и ноосфера”, М.– 1989г. |
Вернадский В.И. |
“Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г. |
Вернадский В.И. |
“Начало и вечность жизни”, М.– 1989г. |
Кондратьев М.Н. |
лекции, M. – 1997г. |
Лапо А.В. |
“Следы былых биосфер”, М. – 1979г. |
Лемеза Н.А. |
“Биология. Домашний репетитор”, М. – 1997г. |
Рузалин Г.И. |
“Концепция современного естествознания” М. 1997г. |
Смолина Н.С. |
“Россия и Запад в отечественной рублицистике 19 века”
хрестоматия, 2 том, М. – 1995г. |
[1] Вернадский В.Н. Начало и вечность жизни. – М.: Республика, 1989. – С.156.
[2] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.185
[3] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.181
[4] Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М., 1940. – С.49.
[5] К.М аркс и Ф.Энгельс, Соч. т.20, с.616
[6] В.И.Вернадсиий. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965, с. 283, 286; Биогеохимические очерки, М.– Л., 1940, с.185
[7] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.136
[8] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.132
[9] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.134
[10] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.143
[11] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.140
[12] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.331
Перейти на страницу: 1 2 3
|