снаряды под гораздо большими углами, так что снаряды и падали на землю под большим углом и глубоко проникали в почву. В-третьих, главным в прогрессе артиллерии стало увеличение дальности стрельбы. Дальнобойность орудий увеличилась настолько, что они стали вести стрельбу за горизонт, по невидимой цели. Вкупе с неизбежным увеличением рассеяния снарядов это привело к стрельбе не по целям, а по площадям.
В связи с изменением боевых порядков войск на смену разрывным бомбам гладкоствольных орудий пришли шрапнель и гранаты (и артиллерийские, и ручные, и винтовочные и т. д.). Да и обычные фугасы дают много осколков - это еще один поражающий фактор, поражающий как врага, так и природу.
К артиллерийским орудиям прибавилась и авиация: бомбы тоже имеют большое рассеяние и проникают глубоко в грунт, даже глубже, чем снаряды такого же веса. При этом заряд бомб намного больше, чем в артснарядах. Помимо разрушения почв и уничтожения животных непосредственно взрывами и осколками снарядов (в широком смысле этого слова), новые боеприпасы вызывают лесные и степные пожары. Ко всему этому необходимо добавить такие виды загрязнений, как акустическое, химическое загрязнение, как продуктами взрыва и пороховыми газами, продуктами горения, вызванного взрывами.
Другой класс негативных воздействий на окружающую среду связан с применением двигателей. Первые двигатели - ими были паровые машины - не наносили особого ущерба, если, конечно, не считать выбрасываемое ими огромное количество сажи. Но в конце XIX века на смену им пришли турбины и двигатели внутреннего сгорания, работающие на нефти. Первые военные двигатели вообще и нефтяные в частности появились на флоте. И если вред от паровых машин, на угле, ограничивался копотью да выброшенными в море шлаками, спокойно лежащими на дне, то нефтяные двигатели не только не уменьшили копоть, но и сделали ее более вредной, гибельной для флоры и фауны водоемов. На суше вред от моторов в принципе ограничился лишь выхлопами да небольшими (по сравнению с морем) пятнами залитой бензо- нефтепродуктами земли. Другое дело, что на земле раны, и подчас долго не заживающие, оставляют машины, этими моторами движимые. Но это еще полбеды. Вышеперечисленные загрязнения не являются специфически военными, это характерно для всех судов. Но главной особенностью военных кораблей в частности и войны на море вообще является гибель судов. И если деревянные корабли парусной эпохи, идя ко дну, оставляли после себя на поверхности лишь несколько щепок, которые спокойно гнили на дне, давая пищу моллюскам, то новые корабли оставляют огромные пятна нефти на поверхности и
травят придонную фауну массой ядовитых синтетических веществ и
свинцесодержащими красками. Так, в мае 1941г. после потопления Бисмарка, вылилось 2000 тонн нефти. Только за время II Мировой войны было потоплено более 10 тыс. кораблей и судов. Большая их часть имела нефтяное отопление.
К этому надо добавить еще и то, что как в мирное, так и в военное время огромные танкеры возят по морю нефть и нефтепродукты. И если в мирное время им грозит не большая опасность, чем остальным кораблям, то в военное время их топят в первую очередь, ибо без горючего самая грозная техника превращается в металлолом.
Танкеры - самая главная цель всех видов оружия на море во II Мировой.
Вдобавок к этому война на море имеет еще одну специфическую опасность для всего живого, связанную с особенностями водной среды. Любая современная война использует силу взрыва различных веществ. Их основная задача - придание большой скорости снарядам (от ракет и артснарядов до их осколков и пуль) или создание взрывной волны. Но на суше последний поражающий фактор является, в общем, второстепенным, т. к. взрывная волна в воздухе, не столь уж сильна из-за малой плотности воздуха, а во-вторых, из-за того, что она быстро затухает, зато в воде ударная волна обладает сокрушительной силой.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|