Права человека - характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на:
- абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах;
- относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Военное положение
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), деятельность организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы), применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ФКЗ предусматривает при введении режима военного положения возможность применения ряда мер, призванных обеспечивать его действие. В качестве одной из таких мер ФКЗ предусматривает ограничение свободы массовой информации. ФКЗ также содержит ряд положений, расширяющих компетенцию государственных органов, а также определяющих полномочия органов военного управления в отношении средств массовой информации.
Дело в том, что ряд положений ФКЗ противоречит концепции свободы массовой информации, закрепленной Законом РФ о СМИ.
Как известно, согласно Закону о СМИ (ст.1), свобода массовой информации имеет несколько составляющих: 1) поиск, получение, производство и распространение массовой информации; 2) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; 3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. При этом здесь же оговорено, что ограничения свободы массовой информации могут устанавливаться только законодательством о СМИ. Однако, данная норма фактически не действует, поскольку приоритет будет иметь ФКЗ как нормативно-правовой акт большей юридической силы. Таким образом, ФКЗ допускает возможность действия ограничительных для свободы массовой информации мер, в том числе и таких, которые не предусматриваются Законом РФ о СМИ.
Возможность ограничения свободы массовой информации определяется, как установлено ФКЗ, необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, порядок же их введения и применения должен соответствовать самому ФКЗ. Однако это приводит к тому, что люди не осведомлены о ходе военных действий. Так же в период военного положения нарушается право на свободу передвижения, каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, однако при ведении военных действий этого делать естественно нельзя. Конечно же нарушается свобода частной жизни, за некоторыми людьми может быть установлена слежка, проверяется почта и т.д. И, конечно же, не стоит забывать о нарушении самого главного конституционного права человека – права на жизнь.
|