Война, конечно же, более чем что-нибудь иное способствует загрязнению океана, и если взорвется хотя бы часть адского вооружения, накопившегося в великих арсеналах Вельзевула, то не останется никого, кто бы мог оплакивать его гибель. Но и развивающаяся техника, используемая в мирных целях, может стать разрушительной. Действительно, если совершенствование техники будет происходить бесконтрольно, то океаны наверняка погибнут.
Каждый извлекает из океанов и сбрасывает в них то, что кажется ему наиболее выгодным сегодня или, самое большее, завтра. Каждый игнорирует отдалённые последствия в пространстве и во времени, вероятно, оттого, что они не столь очевидны. Но факт остаётся фактом, мы располагаем атомными бомбами, поэтому уже не можем вести себя так, как будто держим в руках арбалет; правила навигации не могут быть одинаковы для судна, несущегося со скоростью 60 уз.
( т.е. 100 уз. = 185 км. в час, а max
= 160 уз. ) и примитивного судёнышка, еле развивающего скорость в 3 уз.
Да и сам океан сегодня, целиком нанесенный на карты, контролируемый и эксплуатируемый, окруженный берегами, которые сотрясаются от демографических взрывов и технических революций, уже далеко не тот бескрайний, бездонный, щедрый и опасный, загадочный океан, каким представлялся столетие назад. Поэтому нам следует согласовать свое поведение с возможностями «нового»
океана, в противном случае неизбежен разрушительный конфликт.
Даже в так называемое мирное время возможны конфликты между отдельными государствами в использовании океанского пространства и его ресурсов.
Конфликт между государством и международным сообществом может носит территориальный характер. Его причиной могут быть неясности международного морского законодательства в отношении переделов зоны, подпадающей под национальную юрисдикцию. OOH уже в течение многих лет работает над выработкой компромиссного решения этого вопроса, которое удовлетворило бы всех. Но конфликты такого типа возникали и в связи с использованием или неправильным использованием международного океанского пространства, нарушением международных договоров и обязательств. Если, государства, пользуясь изъянами и расплывчатостью международного законодательства, начнут увеличивать свои территориальные притязания, то конфликты будут множится и становиться все более опасными.
Согласно подсчету, каждый год около 7,1%
судов мирового флота сталкиваются друг с другом в море. Большинство столкновений происходит в прибрежных водах с большим движением, причем многие из них – из-за ошибок в судовождении или неточности морских карт. Много аварий происходит с танкерами и супертанкерами. Опасная ситуация или ситуация с высокой степенью риска возникает приблизительно каждые 4 дня,или около 100 раз в год для одного танкера.
Это значит, что в год может быть около 10 тыс. опасных ситуаций,
при которых под угрозой будут находиться приблизительно 10 в 9 степени тонн нефти!
Но суда загрязняют океан даже при обычных операциях, таких как очистка цистерн и откачка воды из трюмов. При этом в него выделяется огромное количество нефти. Подсчитано, что более 5 млн. тонн
Перейти на страницу: 1 2 3
|