1.1. Гибель лайнера «Титаник». Причины катастрофы. Масштаб трагедии
Состав погибших и выживших:
В первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухах
Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины.
Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп.
В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трех братьев. Выжили ее мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.
В настоящее время (2006 год) в мире живут ещё по меньшей мере две пассажирки «Титаника», однако они были слишком малы, чтобы помнить его крушение — англичанкам Барбаре Джойс и Элизабет Глэдис на тот момент было одной 10 месяцев, другой — два.
Таблица 1 – Распределение жертв в зависимости от социального статуса
Принадлежность | Общее количество | Спасенные | Спасенные в % | Жертвы | Жертвы в % | I класс | 329 | 199 | 60,5 | 130 | 39,5 | II класс | 272 | 119 | 43,8 | 153 | 56,2 | III класс | 710 | 174 | 24,5 | 536 | 75,5 | Команда | 897 | 212 | 23,6 | 685 | 76,4 | Итого | 2208 | 704 | 31,9 | 1504 | 68,1 |
Спорные теории по поводу причин аварии:
Обшивка. В 1994 г. кусок корабельной обшивки, найденный экспедицией учёных во главе с канадцем С. Бласко, был передан в лабораторию канадского министерства обороны в Галифаксе. Работники лаборатории решили подвергнуть его так называемому тесту Шарпа, определяющему хрупкость стали. Суть теста состоялa в следующем: опытный образец, закреплённый в специальном зажиме, должен был выдержать удар 30-килограммового маятника. Компанию обломку составил кусок стали, используемой в современных судах — он был взят для сравнения. Перед испытанием оба образца держали в спиртовой ванне температурой 1,7 °C (такой же была температура морской воды в месте гибели лайнера). Современная сталь выдержала проверку с честью: в результате удара металлическая пластина лишь V-образно согнулась, a фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Возможно, он стал таким хрупким, пролежав 82 года на дне Атлантики? Канадским исследователям удалось достать образец 80-летней стали с белфастской судоверфи, где в своё время строился «Титаник». Тест Шарпа он перенёс не лучше своего затонувшего собрата.
Перейти на страницу: 1 2 3
|