Маневрирование. Существует мнение, что если бы Мэрдок не отдал приказ дать задний ход сразу же после команды «право на борт», «Титаник» наверняка избежал бы столкновения (потому что реверс влияет на эффективность руля). При этом упускается из внимания время, необходимое на выполнение команды. На это требуется не менее 30 секунд и команда наверняка была принята с задержкой — в пути команды для машинного отделения редки (последняя была отдана за три дня до этого), так что у машинного телеграфа никто не стоит. Команду просто не успели выполнить, иначе «Титаник» испытал бы сильную вибрацию, но о ней никто не упоминает.
Что было бы, если бы руль не был переложен? «Вайлдинг, кораблестроитель из Белфаста, вычислил, что нос судна при этом вмялся бы на 25-30 метров, но судно бы не погибло. Это была бы мгновенная смерть для тех, кто в это время находился в носовой части судна, но погашение инерции хода было бы довольно медленным, сравненимым с едущим на такой скорости автомобилем, у которого мгновенно выжали до упора тормоза» — сообщает Барнаби. Но Мэрдок не располагал возможностью измерить расстояние до айсберга и не мог знать, что предпринятый им манёвр не удастся, вряд ли его можно упрекать в том, что он не отдал команду, заведомо убившую большое количество людей.
Причины трагедии:
Субъективные причины. Главной субъективной причиной гибели людей были устаревшие правила Британского кодекса торгового мореплавания, ставившие количество спасательных шлюпок в зависимость от тоннажа судна, а не от количества пассажиров. Правила были установлены в 1894 году, когда тоннаж пассажирских судов не превышал 12952 тонн тонн, и все суда водоизмещением 10000 тонн и выше попали в одну категорию. Для таких судов правила требовали, чтобы в спасательных шлюпках было достаточно места для 962 человек. Тоннаж Титаника составлял 46328 тонн. Владельцы «Титаника», формально выполнив (и даже слегка перевыполнив: в шлюпках «Титаника» было 1178, а не 962, места) инструкции, снабдили судно недостаточным количеством шлюпок. Несмотря на то, что спасательных шлюпок было достаточно для посадки 1178 человек, спаслось лишь 704. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, выполнил приказ капитана Смита «сначала женщины и дети» буквально: он позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Капитан Смит не проследил за тем, чтобы все шлюпки были заполнены.
Объективные причины. Причиной столкновения стало сочетание неблагоприятных факторов:
· Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшимся так, что на поверхность попала его тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно.
· Ночь была безветренной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга.
· Ночь была безлунной.
Перейти на страницу: 1 2 3
|