Отметим сложности проблем подготовки и использования кадров специалистов. Так, в первом случае (см. рис. 1, а) совмещается не более двух этапов и требуется разработка «алгоритма общения» специалистов в области фундаментальных и прикладных исследований. В случае совмещения четырех этапов необходим уже общий профессиональный язык, понятный и конструкторам, и технологам, т. е. необходимо обеспечение эффективного общения весьма разнородных по своим знанням специалистов.
Последовательно-параллельное выполнение работ на этапах цикла исследование —производство приводит к существенному сокращению предпронзводственных затрат времени, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Однако в методологическом, экономико-организационном и методическом отношении процесс совмещения различных этапов анализируемого цикла исследован крайне незначительно.
На каких стадиях фундаментальных нсследованин целесообразна углубленная конкретизация прикладных? На каком уровне прикладных исследовании необходимо подключение специалистов проектно-конструкторских организаций? На эти вопросы пока нет ясного ответа. В известной степени это связано с тем обстоятельством, что, несмотря на новые формы экономико-оргаинзаниониого синтеза, методология исследовании и разработок не преодолела существующей тенденции к относиельной изолированности этапов цикла. То обстоятельство, что при последовательном проведении этапов необходимо осуществлять лишь их «стыки» после завершения работ на каждом из этапов, а при параллельном необходимо стыковать не итоги, а сам процесс деятельности, включая оргапцзацнонные формы, экономические механизмы управления, психологическую совместимость исполнителей и учитывая множество других сторон деятельности, свидетельстует о включении значительно более сложных по форме и емких но содержанию факторов производственногo процесса.
В гносеологическом и методологическом отношениях весьма существенным является то обстоятельство, что уже в процессе. реачизации того или иного этапа проявляется моральное старение знаний, неизбежны ошибки и недоработки исследователей, конструкторов, технологов и т. д. Попытки введения различного рода санкций за упущения в конструкторско-технологической проработке изделий, определении научно-технического уровня техники без серьезного анализа организационно-методологических, экономических и гносеологических причин различного рода издержек далеко не лучшим образом способствуют внедрению новой техники.
Анализ причин, ириводящих к существенному удельному весу затухающих научных исследований и конструкторских разработок, безусловно, может вскрыть как обьективные причины, так и субьективные обстоятельства этих процессов, в том числе и право на инженерный поиск, который отнюдь не всегда заканчивается положительными результатами.
Радикальным путем, который существенно уменьшает удельный вес субъективных обстоятельств, сокращает длительность цикла исследование — производство и повышает его эффективность, следует считать итерационные процессы —спстематнческий возврат предмета труда с последующего этапа на предыдущий с целью повышения его эффективности и качества. Однако решение этого вопроса, определяющего эффективность и степень совмещения этапов (и соответственно сокращение их длительности), является довольно сложной экономико-организационной и методологической проблемой. С одной стороны, уровень проработки материалов на предыдущем этапе должен достичь такой степени конкретизации, которая допускает начало следующего этапа материализации знаний. С другой стороны, для возврата предмета труда на предыдущий этап должна быть очень четко сформулирована целевая функция повышения эффективности и качества, выявлена степень несоответствия между эталоном и выходным материалом данного этапа. На рис. 1, г-е указаны контуры, содержащие различные цепи нтерацнонных связей. Они могут содержать, например, одни контур и {m} итераций (рис. 1, г), два контура и соответственно {m’} и {n}итераций (рис. 1, д). три контура и {g}, {k}, {1} нтерацнй (рис. 1, е).
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|