При совершенствовании организации итерационных процессов возникает необходимость углубленной методологической проработки следующих взаимосвязанных аспектов создания и внедрения новой техники: оценки экономического эффекта от повышении научно-технического уровня и уровня качества как функций организации инженерного труда: оценки допустимого количества итераций, определяющих степень морального старения исследований и разработок и ограничивающего степень участия инженерных кадров в том или ином этапе. Рассмотрим эти положения более подробно.
Рис. 2.
Пусть повышение уровня качества исследования или разработки как функция времени (или числа итераций) описывается кривыми или (-начальный уровень качества - предельный уровень качества - допустимый уровень качества) (рис. 2)
Допустимый уровень качества для кривой достигается при количестве итераций , для кривой - при (Если продолжителность каждой
итерации одинакова, то шкала времени оказывается равномерной.) Поскольку >, первый вариант оказывается более предпочтительным. Более того, если вводится допустимое число итераций (или допустимое время итерационных процессов), то второй вариант прннципиально неприемлем, поскольку >. Представляет интерес динамика изменения количества ошибок как функция времени и уровня органнзации итерационного процесса (рис. 2, б). Первый вариант оказывается предпочтительнее, поскольку минимальное допустимое количество ошибок достигается при > и итерационный процесс характеризуется большей степенью выявления ошибок. По-видимому, первый вариант требует более высокого уровня организаторской н методической работы, научного обоснования решений, более совершенных экономико-математических моделей, более высокой квалификации разработчиков, больших капитальных затрат и т. д.
Отсутствие четко выраженного методологического подхода, к проблемам качества приводит к ряду принципиальных. издержек в системе общественного производства. Так, в разных по структуре и функциям человеко-машинных системах управления нерелко выявляется, что локальные цели повышения качества не только не согласуются с общей (конечной) целью, но и нередко приходят в противоречие с нею. В большинстве случаев обнаруживается, что создаваемые и проектируемые системы управления качеством весьма жестко привязаны к конкретным этапам разработки и производства определенной продукции и не обладают требуемыми свойствами инвариантности, т.е. смена изделий приводит к необходимости существенных изменений в системе управления качеством. Значительные теоретические и практические сложности создают необходимость учета в едином комплексе не только показателей, допускающих однозначную оценку (быстродействие, надежность, помехоустойчивость), но и субъективных показателей (эстетичность, эргономичность), а также показателей, имеющих высокий уровень творчества (степень научно-технической новизны, творческих решений, инженерных находок и т. д.). Особые трудности возникают при необходимости оценить исключительно глубокое влияние на уровень качества конечной продукции этапов фундаментальных и прикладных научных исследований. Существенные по обьему и содержанию проблемы возникают при оценке взаимосвязи и взаимовлияния эффективности и качества труда и уровня качества продукции. Система управления качеством есть система административно-организационного управления, которая призвана обеспечитъ максимальную эффективиость деятельности людей в системе на основе наиболее эффективных управляющих воздействий, формализованных в виде типовых алгоритмов действий работников на всех уровнях управления.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|